Cамоуправление

05.03.2025

Историческая эволюция модели молодежного самоуправления

Самоуправление школы — это управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осущест­вляемое субъектами школы (пе­дагогами, учащимися, их родите­лями). Действующий в Россий­ской Федерации закон «Об обра­зовании» гарантирует самостоя­тельность, создает благоприят­ные условия для развития школь­ного самоуправления в решении многих вопросов школьной жиз­ни - материально-техническом обеспечении, совершенствовании учебной деятельности, разработ­ке и принятии Устава школы и других документов. С понятием «самоуправле­ние» связана целая программа самовоспитания. Каждый школь­ник должен уметь проявлять себя в той или иной области творчест­ва, но он обязан и вносить свою долю труда для поддержания жизнедеятельности коллектива. Каждый должен уметь руково­дить другими и в то же время обязан считаться с общими для всех установками. Умение управлять собой помогает учащимся, членам пар­ламента, советникам грамотно руководить и подчиняться, быть исполнителем и выступать орга­низатором.

Модель молодёжного самоуправления, как и любая структура деятельности, претерпела исторические изменения. Проследим эти изменения.

1983-1989г. Действие традиционной структуры ученического самоуправления в системе октябрятской, пионерской и комсомоль­ской организаций школы. Основные достижения данного периода: активное использование коллективной творческой дея­тельности; рож­дение и закрепление школьных традиций; открытие первого школьного музея; развитие клубной системы, выход на комплексно - целевые программы.

1989-1999г. Адаптация действующей структуры ученического самоуправления к изменениям в обществе и в системе образования. Развитие Совета старшеклассников как базового звена в ученическом самоуправлении. Развитие постоянно действующих и временных Советов в первичных и в разновозрастных коллективах. Создание музейного центра школы. Участие в комплексно-целевых программах.

2000-2007г. Развитие детских самодеятельных движений в расширяющейся воспитывающей среде:

1. Патриотическое движение: создание поис­ковых отрядов; создание кадетских классов.

2. Миротворческое движение: слёт детских самодеятельных объ­единений; КТД.

3.Физкультурно-оздоровительное движение: спортклуб «Здоровье»; подготовка и проведение школьных мероприятий; участие в городских и районных мероприятиях; «День здоровья» (один раз в триместр).

4. Художественно-творческое движение: дискоклуб; творческие коллективы: хоры, во­кальные группы и солисты; хореографические коллективы, школьный театр; школьные концерты; персональные выставки школьников.

5. Природоохранное движение: создание экологических отрядов; участие в городских, районных, международных природоохранных мероприятиях.

6. Профессиональное самоопределение: клуб «Мир увлечений»; школьное общество юных исследователей; участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, профильных лагерях; акция «Трудовое лето».

Одна из тенденций развития ученического самоуправления - увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации внутришкольной жизни. Это осуществляется разными путями. Главные из них следующие: расширение сферы деятельности коллективоврасширение прав и обязанностей органов самоуправления; расшире­ние связей с другими коллективами; изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций; изменение характера отношений в коллективе; изменение позиции педагогов в организации деятельности коллектива и др.

Сложившаяся в нашей школе система ученического самоуправления претерпела те же исторические изменения, что и в стране в целом.

Детская организация «Ребячья республика» объединение детей разных возрастов с 7-17 лет. В объединения входят все желающие. В своей деятельности объединение опирается на опыт и традиции областного объединения детских и пионерских организаций «Ребячья республика».

1 ступень - 1-4 классы - Школа радости.

2 ступень - 5-8 классы - Школа успеха.

3 ступень - 9-11 классы - Школа определения.

Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в школе, мы опираемся на следующие принципы: педагогическое руководство, т.е. наличие педагога-консультанта у каждого органа самоуправления; предметность деятельности, т.е. органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива; единое планирование, т.е. создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса; демократизм, т.е. участие всех учащихся в системе самоуправления. Это основные принципы системы, которая выстраивается на 2-х уровнях: 1- ученическое самоуправление в классе, 2- общешкольное ученическое самоуправление.

Первый уровень ученического самоуправления развивается в классных коллективах с 5-го по 11-й классы. Органы самоуправления избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый совет выбирает из своего состава председателя. У каждого члена классных органов ученического самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит и проводит классные собрания, анализирует деятельность своих членов.

Ученическое самоуправление второго уровня составляют те же органы, что и в классах. Совет старшеклассников проводит анализ работы классных органов самоуправления, планирует работу на учебный год, проводит общешкольные мероприятия.

Основные направления деятельности:

1. Направление «Здоровье»

В условиях школы, класса предполагает:

работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья.

- способность выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием; понимать себя;

- умение делать самоанализ;

- отсутствие психологического дискомфорта;

умение анализировать и прогнозировать ситуацию.

Оздоровительная среда:

- организация работы спортивных секций;

- организация работы коррекционных секций (занятия спецгруппы);

- организация спортивно-массовой работы школы;

- день здоровья.

Комфортная пространственная среда:

- работа по организации системы рационального питания;

- санитарный день.

- 2. Направление «Общение и культура»

Ведущие критерии:

- социальная активность личности;

- сознательное соблюдение этических норм;Хочу такой сайт

- стремление к самосовершенствованию.
Главные нравственные ориентиры:

- ответственность перед обществом, государством, семьей;

- патриотизм;

- ответственное отношение к деятельности;

- высокие нравственные качества;

- чувство собственного достоинства;

- уважительное отношение к людям;

- умение принимать верное решение;

- способность осуществлять неслучайный выбор.

Программа учит корректировать отношения между педагогами, родителями и учащимися, помогает учащимся в обретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. В учебной деятельности это происходит через предметы общественно-гуманитарного цикла, во внеклассной работе, вечерах, «огоньках», походах, встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах. Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (жизнь, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:

 изучение их взаимоотношений, проблемы общения;

 изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение молодого человека (девушки) в семье;

 создание условий для самоутверждения учащегося в школе;

проведение классных часов по этике общения «Хороший тон дома и в школе», «Культура общения - способ организации жизни», «Человек - мера всему». Этические диалоги с учащимися: «Хороший тон в светской жизни», «Этика отношений в коллективе» и др.

3. Направление «Интеллект»

Направлено на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании. Итогом претворения в жизнь данной программы должны стать: развитие способностей личности ученика, устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество, самостоятельное, рациональное, критическое мышление, убежденность, готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитие.

При этом используются следующие формы:

- проведение групповых дискуссий, ролевых игр для проявления и развития способностей;

- ведение наблюдения за самовоспитанием;

- составление анализа собственного поведения общения, результатов учёбы.

4.Направление «Образ жизни»

Эта программа: способствует повышению педагогической культуры родителей; помогает в организации совместной деятельности взрослых и учащихся; предполагает социальную защиту и охрану.

Помогает: пропагандировать здоровый образ жизни; установить неиспользованный резерв семейного воспитания; найти пути оптимизации педагогического взаимодействия (школа — семья); предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

Классный руководитель использует в своей работе такие формы, как:

1. Изучение семейно-бытовой атмосферы школьника совместно с психологом школы (бытовые условия, моральный климат, семья полная или неполная, взаимоотношения в семье, материальная обеспеченность, здоровье, нравственность, режим дня; окружение ученика).

2. Проведение родительских собраний по проблемам:

а) «Типичные ситуации конфликтов между взрослыми и детьми, пути их преодоления»;

б) «Воспитание нравственности и правосознания - общая задача»;

в) «Каково на дому - таково и самому»;

г) «О ценностях подлинных и мнимых».

3. Проведение встречи - чествования «День семьи».

4. Проведение «круглого стола» на тему: «Кто ты на Земле: хозяин или прохожий».

5.Направление «Профессия»

Цели: формирование профессиональных знаний и умений, становления

специалиста. Формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики.

Основные задачи: развитие интереса к специальности, любви к избранной профессии: углубление и расширение знаний учащихся об особенностях, тонкостях профессии: воспитание стремления практически овладеть мастерством в выбранной профессии.

Возможные формы деятельности классных руководителей и учащихся по обеспечению выполнения программы «Профессия»: проведение «Дня открытых дверей»; поддержание профессиональных традиций школы:

а) проведение занятий по адаптации учащихся в школе;

б) отмечание профессионального праздника;

- изучение интересов и способностей учащихся;

- проведение предметных недель, бесед о профессии, олимпиад;

Примерная тематика классных часов: «Вечер творческого портрета учителя», «Твоя профессия», «Азбука педагога», «Учитель - моя профессия», «Встреча с профессией», «Я и дети», «Готовность номер один», «Святые узы профессии», «Профессиональный ринг», «Посвящение в профессию».

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».