Cамоуправление
05.03.2025
Историческая эволюция модели молодежного самоуправления
Самоуправление школы — это управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое субъектами школы (педагогами, учащимися, их родителями). Действующий в Российской Федерации закон «Об образовании» гарантирует самостоятельность, создает благоприятные условия для развития школьного самоуправления в решении многих вопросов школьной жизни - материально-техническом обеспечении, совершенствовании учебной деятельности, разработке и принятии Устава школы и других документов. С понятием «самоуправление» связана целая программа самовоспитания. Каждый школьник должен уметь проявлять себя в той или иной области творчества, но он обязан и вносить свою долю труда для поддержания жизнедеятельности коллектива. Каждый должен уметь руководить другими и в то же время обязан считаться с общими для всех установками. Умение управлять собой помогает учащимся, членам парламента, советникам грамотно руководить и подчиняться, быть исполнителем и выступать организатором.
Модель молодёжного самоуправления, как и любая структура деятельности, претерпела исторические изменения. Проследим эти изменения.
1983-1989г. Действие традиционной структуры ученического самоуправления в системе октябрятской, пионерской и комсомольской организаций школы. Основные достижения данного периода: активное использование коллективной творческой деятельности; рождение и закрепление школьных традиций; открытие первого школьного музея; развитие клубной системы, выход на комплексно - целевые программы.
1989-1999г. Адаптация действующей структуры ученического самоуправления к изменениям в обществе и в системе образования. Развитие Совета старшеклассников как базового звена в ученическом самоуправлении. Развитие постоянно действующих и временных Советов в первичных и в разновозрастных коллективах. Создание музейного центра школы. Участие в комплексно-целевых программах.
2000-2007г. Развитие детских самодеятельных движений в расширяющейся воспитывающей среде:
1. Патриотическое движение: создание поисковых отрядов; создание кадетских классов.
2. Миротворческое движение: слёт детских самодеятельных объединений; КТД.
3.Физкультурно-оздоровительное движение: спортклуб «Здоровье»; подготовка и проведение школьных мероприятий; участие в городских и районных мероприятиях; «День здоровья» (один раз в триместр).
4. Художественно-творческое движение: дискоклуб; творческие коллективы: хоры, вокальные группы и солисты; хореографические коллективы, школьный театр; школьные концерты; персональные выставки школьников.
5. Природоохранное движение: создание экологических отрядов; участие в городских, районных, международных природоохранных мероприятиях.
6. Профессиональное самоопределение: клуб «Мир увлечений»; школьное общество юных исследователей; участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, профильных лагерях; акция «Трудовое лето».
Одна из тенденций развития ученического самоуправления - увеличение числа детей и подростков, принимающих участие в организации внутришкольной жизни. Это осуществляется разными путями. Главные из них следующие: расширение сферы деятельности коллективов; расширение прав и обязанностей органов самоуправления; расширение связей с другими коллективами; изменение способов привлечения учащихся к выполнению организаторских функций; изменение характера отношений в коллективе; изменение позиции педагогов в организации деятельности коллектива и др.
Сложившаяся в нашей школе система ученического самоуправления претерпела те же исторические изменения, что и в стране в целом.
Детская организация «Ребячья республика» объединение детей разных возрастов с 7-17 лет. В объединения входят все желающие. В своей деятельности объединение опирается на опыт и традиции областного объединения детских и пионерских организаций «Ребячья республика».
1 ступень - 1-4 классы - Школа радости.
2 ступень - 5-8 классы - Школа успеха.
3 ступень - 9-11 классы - Школа определения.
Выстраивая и развивая ученическое самоуправление в школе, мы опираемся на следующие принципы: педагогическое руководство, т.е. наличие педагога-консультанта у каждого органа самоуправления; предметность деятельности, т.е. органы самоуправления формируются для организации деятельности в коллективе и для коллектива; единое планирование, т.е. создается один план воспитывающей деятельности, исполнителями которого являются сами органы самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса; демократизм, т.е. участие всех учащихся в системе самоуправления. Это основные принципы системы, которая выстраивается на 2-х уровнях: 1- ученическое самоуправление в классе, 2- общешкольное ученическое самоуправление.
Первый уровень ученического самоуправления развивается в классных коллективах с 5-го по 11-й классы. Органы самоуправления избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый совет выбирает из своего состава председателя. У каждого члена классных органов ученического самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит и проводит классные собрания, анализирует деятельность своих членов.
Ученическое самоуправление второго уровня составляют те же органы, что и в классах. Совет старшеклассников проводит анализ работы классных органов самоуправления, планирует работу на учебный год, проводит общешкольные мероприятия.
Основные направления деятельности:
1. Направление «Здоровье»
В условиях школы, класса предполагает:
- работу по сохранению и укреплению нравственного, психического и физического здоровья.
- способность выпускника школы осознанно вести здоровый образ жизни, заботиться о поддержании здоровья, заниматься физическим самосовершенствованием; понимать себя;
- умение делать самоанализ;
- отсутствие психологического дискомфорта;
умение анализировать и прогнозировать ситуацию.
Оздоровительная среда:
- организация работы спортивных секций;
- организация работы коррекционных секций (занятия спецгруппы);
- организация спортивно-массовой работы школы;
- день здоровья.
Комфортная пространственная среда:
- работа по организации системы рационального питания;
- санитарный день.
- 2. Направление «Общение и культура»
Ведущие критерии:
- социальная активность личности;
- сознательное соблюдение этических норм;
- стремление к самосовершенствованию.
Главные нравственные ориентиры:
- ответственность перед обществом, государством, семьей;
- патриотизм;
- ответственное отношение к деятельности;
- высокие нравственные качества;
- чувство собственного достоинства;
- уважительное отношение к людям;
- умение принимать верное решение;
- способность осуществлять неслучайный выбор.
Программа учит корректировать отношения между педагогами, родителями и учащимися, помогает учащимся в обретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию. В учебной деятельности это происходит через предметы общественно-гуманитарного цикла, во внеклассной работе, вечерах, «огоньках», походах, встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах. Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (жизнь, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:
• изучение их взаимоотношений, проблемы общения;
• изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение молодого человека (девушки) в семье;
• создание условий для самоутверждения учащегося в школе;
проведение классных часов по этике общения «Хороший тон дома и в школе», «Культура общения - способ организации жизни», «Человек - мера всему». Этические диалоги с учащимися: «Хороший тон в светской жизни», «Этика отношений в коллективе» и др.
3. Направление «Интеллект»
Направлено на создание условий для получения соответствующего современным представлениям качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в самообразовании. Итогом претворения в жизнь данной программы должны стать: развитие способностей личности ученика, устойчивые естественнонаучные взгляды на природу и общество, самостоятельное, рациональное, критическое мышление, убежденность, готовность к самореализации, умение ориентироваться в новых жизненных обстоятельствах, принятие учащимися ответственности за собственное развитие.
При этом используются следующие формы:
- проведение групповых дискуссий, ролевых игр для проявления и развития способностей;
- ведение наблюдения за самовоспитанием;
- составление анализа собственного поведения общения, результатов учёбы.
4.Направление «Образ жизни»
Эта программа: способствует повышению педагогической культуры родителей; помогает в организации совместной деятельности взрослых и учащихся; предполагает социальную защиту и охрану.
Помогает: пропагандировать здоровый образ жизни; установить неиспользованный резерв семейного воспитания; найти пути оптимизации педагогического взаимодействия (школа — семья); предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
Классный руководитель использует в своей работе такие формы, как:
1. Изучение семейно-бытовой атмосферы школьника совместно с психологом школы (бытовые условия, моральный климат, семья полная или неполная, взаимоотношения в семье, материальная обеспеченность, здоровье, нравственность, режим дня; окружение ученика).
2. Проведение родительских собраний по проблемам:
а) «Типичные ситуации конфликтов между взрослыми и детьми, пути их преодоления»;
б) «Воспитание нравственности и правосознания - общая задача»;
в) «Каково на дому - таково и самому»;
г) «О ценностях подлинных и мнимых».
3. Проведение встречи - чествования «День семьи».
4. Проведение «круглого стола» на тему: «Кто ты на Земле: хозяин или прохожий».
5.Направление «Профессия»
Цели: формирование профессиональных знаний и умений, становления
специалиста. Формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации в условиях рыночной экономики.
Основные задачи: развитие интереса к специальности, любви к избранной профессии: углубление и расширение знаний учащихся об особенностях, тонкостях профессии: воспитание стремления практически овладеть мастерством в выбранной профессии.
Возможные формы деятельности классных руководителей и учащихся по обеспечению выполнения программы «Профессия»: проведение «Дня открытых дверей»; поддержание профессиональных традиций школы:
а) проведение занятий по адаптации учащихся в школе;
б) отмечание профессионального праздника;
- изучение интересов и способностей учащихся;
- проведение предметных недель, бесед о профессии, олимпиад;
Примерная тематика классных часов: «Вечер творческого портрета учителя», «Твоя профессия», «Азбука педагога», «Учитель - моя профессия», «Встреча с профессией», «Я и дети», «Готовность номер один», «Святые узы профессии», «Профессиональный ринг», «Посвящение в профессию».