Конкурсный урок по избирательному праву

04.03.2025

Фадеев Александр Юрьевич,

учитель истории и обществознания МАОУ "СОШ с. Бердюжье"

Номинация «Методическая разработка урока по избирательному праву и избирательному процессу» Урок, рассчитанный на учащихся 9-11класов (15-17 лет)

«Избирательное право в современной России».

Тип урока: урок-практикум

Цели урока:

1. После занятия учащиеся смогут объяснить главную цель выборов, перечислить основные черты современных выборов и объяснить их преимущества и недостатки, описать, как проходят выборы.

2. Смогут выразить свое отношение к выборам как способу выявления воли народа.

Методы: репродуктивные, частично-поисковые, исследовательские, творческие, интерактивные

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная

Структура урока:

1. Целеполагание. 2. Актуализация знаний. 3. Применение знаний в новой ситуации (работа в группах). 4. Рефлексия.

Ход урока:

I. Целеполагание. Перечислить основные черты современных выборов и объяснить их преимущества и недостатки, описать, как проходят выборы. (Учащиеся выражают свое отношение к выборам как способу выявления воли народа).

II. Актуализация знаний

1. Вопросы к учащимся

a) В чем, по вашему мнению, состоит основная цель выборов? (Участие в выборах – проявление социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости каждого взрослого человека. Никто не вправе контролировать волеизъявление избирателя. Но мировая практика показывает: чем активнее и сознательнее участвует в выборах население, тем скорее страна приходит к удовлетворительному уровню своего развития).

в) Каким образом гражданин осуществляет избирательное право? (по Конституции РФ ст. 32) (Одним из самых важных политических прав является право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, т.е. по Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Достигнув 18 лет и оказавшись достаточно здоровым и законопослушным, гражданин России обретает статус избирателя).

с) Перечислите основные принципы демократических выборов (При демократическом режиме избиратель участвует в выборах на основе принципов: - всеобщего, - равного, - прямого избирательного права, - при тайном голосовании. Участие в выборах добровольно. Никто не имеет права принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли).

2. Интерактивное упражнение.

С какого возраста нужно разрешить голосовать на выборах (Учащимся предлагается занять место у шкалы мнений)

Обмен информацией (аргументами), почему заняли позицию (фактически приняли участие в выборах).

Разговор о возрасте стал началом разговора о форме современных выборов.

Как вы думаете должны ли быть выборы всеобщими?

3. Упражнение «Займем позицию»

(Учащиеся занимают позицию и приводят по 1-2 аргумента)

· Работающие граждане должны иметь 2 голоса, а пенсионеры, домохозяйки, учащиеся, безработные – 1 голос.

· Выборы должны быть многоступенчатыми – сначала голосуем за «выборщиков», а затем они – за «кандидата».

· Выборы должны быть открытыми – голосование осуществляется подписанными бюллетенями.

· Участие в выборах должно быть обязательным под угрозой штрафа.

III. Применение знаний в новой ситуации (работа в группах)

1 группа – «Политический лидер»

По итогам социологического опроса, проведенного учащимися

1. Какими качествами должен обладать кандидат, чтобы завоевать голоса избирателей во время предвыборной компании?

2. Сравните со списком качеств государственного деятеля, составленных по результатам социологического опроса

- профессионализм

- информированность

- умение и готовность проявить инициативу в политических действиях, взять на себя ответственность

- влияние на политический процесс должно быть реальным, а не мнимым

- честность и порядочность

-способность воспринимать и выражать интересы широких народных масс

- обладание политической интуицией

- способность словами и действиями увлекать за собой людей

Вопросы:

1. Чем они отличаются?

2. Есть ли качества, противоречащие друг другу?

3. Часто ли эти качества совпадают в одном человеке?

Обсудите в группе

1) Какие ограничения должны быть установлены для кандидатов в органы власти (возраст, профессия, образование, обязанность прожить некоторое время в избирательном округе)?

2) Какую информацию о кандидатах должны знать избиратели?

2 группа– Разработка закона о выборах «Президента школы»

Основные этапы избирательного процесса:

1. Назначение выборов.

2. Образование избирательных округов, составление списков.

3. Выдвижение и регистрация кандидатов.

4. Предвыборная агитация.

5.Голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.

Учащимся дается алгоритм

1. Кто избирается;

2. Дата выборов;

3. «Границы избирательных округов, кто войдет в список избирателей»;Хочу такой сайт

4. Действует ли форма «всеобщие, равные, прямые, тайные выборы»;

5. Сколько человек войдет в избирательную комиссию (3 чел.);

6. Сколько избирателей должно принять участие в голосовании, чтобы выборы считались действительными (50%, 25%, без ограничений);

7. Кто будет признан победителем выборов (относительное или абсолютное большинство);

8. Если абсолютный победитель не будет выявлен, будет ли проводиться второй тур?

Все решения фиксируются (от группы на плакате).

3 группа – «Наблюдатель»

Используя Конституцию России, закон «О выборах депутатов Государственной Думы» и список типичных нарушений, разыграйте ситуацию нарушения избирательного законодательства (выбрав из списка 2-3 нарушения), определите способы предотвращения таких нарушений. Объясните роль наблюдателей в избирательном процессе.

Краткий список типовых нарушений законодательства на выборах

1. Принуждение к получению открепительных удостоверений;

2. Принуждение к получению открепительного с дальнейшей передачей его другому лицу и использованием для голосования другим лицом;

3. Изготовление неучтенного тиража открепительных удостоверений, которые затем используются на разных избирательных участках;

4. Использование одного и того же открепительного удостоверения на разных избирательных участках;

5. Присутствия в помещении для голосования лиц, не указанных в пунктах 1 и 3 статьи 30 Закона «Об основных гарантиях...»;

6. Голосование за других лиц по сговору с определенным членом УИК;

7. Голосование лиц с «временной пропиской»;

8. Голосование по фальшивым открепительным удостоверениям, либо по одному и тому же открепительному удостоверению, либо по открепительному удостоверению за другое лицо;

9. Массовая доставка избирателей, совмещенная с агитацией или подкупом;

10. Обычный «вброс» бюллетеней;

11. «Вброс» до начала голосования;

12. Нарушение правил голосования вне помещения для голосования;

13. Агитация избирателей;

14. «Карусель»;

15. Нарушение тайны голосования;

16. «Нагрудный знак» наблюдателя как форма агитации;

17. Вынос избирателем своего бюллетеня из помещения для голосования;

18. Наличие заранее поданных письменных заявлений свидетельствует о том, что составлялись списки желающих голосовать «на дому»;

19. Голосование вне помещения избирателей, которые не были записаны в реестре при выезде (выходе) группы на голосование вне помещения;

20. Вместо реестра заявок на голосование вне помещения различных списков избирателей, которые якобы хотят проголосовать на дому;

21. Реестр вообще не составляется, а голосование вне помещения производится прямо по спискам, поступившим в комиссию;

22. «Вброс» в переносную урну;

23. Голосование «на дому» избирателей, не внесенных в реестр на голосование вне помещения;

24. «Отлов» избирателей вне помещения для голосования с предложением к ним проголосовать в переносной ящик;

25. Незаконное удаление наблюдателя, члена комиссии, другого общественного контролера;

26. Совмещение последовательных этапов подсчета голосов членами УИК;

27. Подмена бюллетеней при подсчете;

28. Проставление на бюллетенях дополнительных «галочек» во время подсчета;

29. Превышение количества бюллетеней «проголосовавших в данный ящик» объявленного количества избирателейж

30. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней;

31. Закон предусматривает, что если у комиссии возникли сомнения в действительности бюллетеня, она проводит по нему голосование. Но Вы должны следить, чтобы комиссия не злоупотребляла такими голосованиями: иногда эта норма закона используется для того, чтобы «забраковать» голоса, поданные за неугодного претендента;

32. Несколько членов комиссии одновременно просчитывают количество бюллетеней, отгибая уголки бюллетеней в разных пачках;

33. «Подгонка» контрольного соотношения;

34. Руководители УИК уезжали в вышестоящую комиссию с незаполненным, но подписанным членами УИК протоколом;

35. Комиссия не рассматривает поданную жалобу, не составляет письменного решения, не прикладывает жалобу к протоколу, не указала количество поступивших жалоб в протоколе;

36. Отказ выдать заверенную копию протокола до отправления его в вышестоящую комиссию или отказ заверить эту копию надлежащим образом;

37. Изменение строк протокола, содержащих данные о количестве голосов, набранных кандидатами или партиями;

38. Составления повторного протокола, без вызова наблюдателей и членов УИК;

39. Остановка работы КОИБ;

40. Фальсификация итогов голосования в ТИК;

41. Составлению фальшивых протоколов УИК;

42. Протокол УИК вообще не заполняется; он заполняется «нужными» данными только в ТИК. При этом могут быть использованы бланки, в которых проставлены подписи членов УИК, или их подписи могут подделываться;

43. Протокол заполняется в УИК, но копия его не выдается наблюдателям. В ТИК протокол «переделывается», после возвращения в УИК члены УИК подписываются под переделанным протоколом, а наблюдателям выдается копия переделанного протокола. Первичный протокол уничтожается;

44. Протокол заполняется в УИК, выдается его заверенная копия. В ТИК протокол переделывается, первичный протокол уничтожается. В случае судебного разбирательства утверждается, что копия является недействительной или подложной, добытой ненадлежащим способом. Более тонкое применение такой технологии предполагает умышленно неправильное заверение копии протокола или нарушение порядка ее выдачи (не указываются нужные реквизиты заверения, не фиксируется выдача протокола в реестре выдачи копий протокола);

45. Протокол заполняется в УИК, общественным контролерам выдается его заверенная копия в надлежащем порядке. Затем составляется «повторный протокол» в связи с якобы обнаруженными описками или ошибками. Повторный протокол составляется без присутствия общественных контролеров и большинства членов УИК. Последние ставят свою подпись либо задним числом, либо их подписи подделываются. Разновидностью этой технологии является технология, когда якобы производится «повторный подсчет голосов»;

46. Приостановка ввода данных в ГАС «Выборы».

4 группа – Создает рекламу «Все на выборы» (должна быть убедительной для обывателей, которые игнорируют выборы).

V. Рефлексия:  Что узнали на уроке?  Чему научились? Что мешает россиянам активно участвовать в выборах? А вы пойдете на выборы? Что, по вашему мнению, может изменить ситуацию в отношении к выборам?

Самоанализ урока.

Данное занятие является комбинированным уроком-практикумом, проводится после теоретического изучения избирательного законодательства России и рассчитано на учащихся 9-11 классов. С точки зрения триединства задач, данный урок рассматривается как урок усвоения понятий, законов, теорий, идей, формирование специальных умений и навыков, формирование мировоззрения, идейно-политическое воспитание, развитие мышления, речи: умение выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие когнитивных способностей. Тема урока интересна учащимся данного возраста и актуальна, особенно до, во время и после избирательных компаний 2011-2012 годов. На уроке применяются такие методы как словесные – рассказ, беседа, объяснение, наглядные – иллюстрация, демонстрация, практические - упражнения, творческие задания, методы самостоятельной работы, методы стимулирования – познавательные игры, создание ситуации успеха, поощрение. В ходе занятия реализуются принципы научности, систематичности и последовательности, доступности, связи обучения с жизнью.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».