Школьная форма
04.03.2025
Одним
из приоритетных направлений при решении вопроса формирования
качественной и безопасной образовательной среды, наряду с
материально-техническим состоянием образовательных учреждений и организацией
питания существенную роль в сохранении и укреплении здоровья обучающихся играет
их одежда.
Требования дежде детей и подростков определяются
положениями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав
потребителей», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», техническим регламентом
Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и
подростков» (ТР ТС 007/2011) (далее – Технический регламент) и санитарными
правилами СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для
детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для
изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека», актуальность которых
повышается в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Федерального
закона от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
Статьей 5. Технического регламента и п.п. 1.3, 1.5.,
2.4. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 определены показатели безопасности предметов
одежды и принадлежностей к одежде, прочих готовых текстильных изделий для детей
и подростков, которые регламентируются с учетом возраста, функционального
назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов.
Текстильные материалы и готовые швейные изделия должны
соответствовать требованиям биологической и химической безопасности, а также
нормам по гигроскопичности, воздухопроницаемости, электризуемости, содержанию
свободного формальдегида и устойчивости окраски.
Данные требования определяются необходимостью
соответствовать погоде, месту проведения учебных занятий, температурному режиму
в помещении, обеспечивать комфортный микроклимат пододежного пространства
(температура, влажность, газовый состав и др.), хорошее самочувствие и
работоспособность и направлены на реализацию основной задачи - сохранить
здоровье обучающихся.
Следует отметить, что в настоящее время наметилась
тенденция к использованию учениками школьной одежды, в которой они проводят 5-6
часов, а с учетом продленного дня до 8-9 часов.
Несоответствие, используемой школьной формы ее
функциональному назначению, снижение функционального назначения одежды 3-го
слоя, на фоне несовершенных в детском возрасте механизмов теплорегуляции и с
учетом природно-климатических условий приводят к простудным заболеваниям, а
снижение функционального назначения одежды 1-го и 2-го слоев – кожной
заболеваемости.
Взаимодействие между кожей ребенка и тканями школьной
одежды определяется гигиеническими свойствами ткани и обуславливает
необходимость федерального государственного санитарно-эпидемиологического
надзора на всех этапах, от производства тканей, используемых для пошива
школьной формы, до реализации готовой одежды потребителю.
В течение суток через поверхность кожи выделяется
около 4,5 л углекислого газа. Повышение температуры воздуха и интенсивная
физическая работа увеличивают газообмен через кожу в несколько раз, доводя его
до 10% легочного газообмена. Научными исследованиями доказано, что при
содержании в пододежном пространстве более 0,07% углекислоты газообмен через
кожу, а следовательно, и самочувствие ребенка ухудшаются. Поэтому школьная
форма должна обеспечивать достаточную вентиляцию пододежного пространства,
которая в приоритетном отношении зависит от материала, из которого сшита
школьная форма.
Результаты анализа рынка детской одеждой
свидетельствуют о том, что шелковые костюмные ткани изготавливают из
комплексных синтетических нитей и из штапельной пряжи. Для костюмов применяются
также ткани из комплексных полиамидных или полиэфирных нитей, эластановых
волокон, вискозных волокон, а также ткани из сочетания различных видов
химических нитей. Шерстяные ткани, для улучшения их
свойств выпускают с добавлением химических волокон: 30-40% полиэфирных волокон,
3-3% капрона и 40% лавсана.
На показатели теплозащитности влияет гигроскопичность.
С повышением влажности материалов снижается их тепловое сопротивление и
увеличивается теплопроводность. По этой причине к гигроскопичным шерстяным
тканям добавляется до 50% химических волокон, в основном нитрона или вискозы
(30%).
Исходя из этого, более широкое применение должны
находить текстильные материалы с хорошими гигиеническими свойствами
(гигроскопичность, воздухопроницаемость, влагопоглощение, теплозащитность
напряженность электростатического поля на поверхности изделий). К числу таких тканей, которые остаются пока еще
незаменимыми при изготовлении определенных видов детской одежды с позиции
гигиенических свойств относятся, прежде всего, футерованные хлопчатобумажные
ткани, фланель, бумазея и другие.