Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МАОУ СОШ с. Бердюжье

ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом индивидуальном проекте обучающихся
МАОУ СОШ с. Бердюжье
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОС ООО), основной образовательной программы основного
общего образования.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность МАОУ СОШ с.Бердюжье
по организации работы над итоговым индивидуальным проектом обучающихся в
связи с переходом на ФГОС ООО.
1.3. Настоящее Положение рассматривается методическим советом школы,
имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, принимается
педагогическим советом школы, утверждается директором школы.
1.4. Проектная деятельность рассматривается как одна из форм организации
учебного процесса и внеурочной деятельности, способствующая воспитанию у
учащихся самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению у
них мотивации к учебной деятельности и направленная на повышение качества
образования в школе, демократизацию стиля общения педагогов и учащихся.
1.5. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
обучающегося 5-10 классов, перешедшего на обучение по ФГОС ООО. В течение
одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый
индивидуальный проект.
1.6. Цели организации работы над выполнением обучающимися итогового
индивидуального проекта:
- создание условий для формирования универсальных учебных действий
учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления;
- создание условий для демонстрации учащимися своих достижений в
самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и
видов деятельности, способности проектировать и осуществлять целесообразную
и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,
социальную, художественно-творческую, иную).
1.7. Задачи организации работы над выполнением обучающимися итогового
индивидуального проекта:

- обучать учащихся планированию (обучающийся должен уметь чётко
определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на
достижении цели на протяжении всей работы);
- формировать у обучающихся навыки сбора и обработки информации,
материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно её
использовать);
- развивать умения анализировать, творчески и критически мыслить;
- развивать умение составлять письменный отчет о самостоятельной работе над
проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию,
иметь понятие о библиографии);
- формировать и развивать навыки публичного выступления;
- формировать позитивное отношение к своей деятельности (проявлять
инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом).
2. Организация выполнения обучающимися итогового
индивидуального проекта
2.1. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
обучающегося 5-10 классов, перешедшего на обучение по ФГОС ООО.
2.2. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную
направленность.
2.3. Проект может быть выполнен обучающимся в рамках одного или
нескольких учебных предметов.
2.4. Руководителем проекта может являться учитель-предметник, классный
руководитель.
2.5. Для организации проектной деятельности каждый учитель-предметник,
классный руководитель, определяет тематику проектов по своей области знаний.
2.6. Темы проектов могут предлагаться и учениками. Тема, предложенная
учеником, согласуется с руководителем проектной деятельности в данной
области.
2.7. Обучающиеся сами выбирают тему проекта и руководителя.
2.8. Темы проектов рассматриваются на методическом совете школы не позднее
января месяца, утверждаются приказом директора школы.
2.9. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной
деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся.
2.10. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства
ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа или план
действий.
2.11. Неделя защиты обучающимися проектов проходит в марте в рамках
школьной ученической конференции.
3. Этапы и сроки работы над проектом
3.1. В процессе работы над проектом обучающийся под контролем руководителя
планирует свою деятельность по трем основным этапам: подготовительному,
основному, заключительному.
3.2. Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь) предполагает выбор учеником
темы и руководителя проекта.
3.3. На основном этапе работы над проектом (декабрь-февраль) совместно с
руководителем обучающийся разрабатывает план или программу работы по

выполнению проекта, осуществляет сбор и изучение литературы, отбор и анализ
информации, выбор способа представления результатов, оформление работы.
3.4. На заключительном этапе (март) проходит защита проекта и оценивание
работы.
4.
Типы итоговых индивидуальных проектов и формы
предоставления результатов (продуктов) итоговых индивидуальных
проектов обучающихся
4.1. Итоговый индивидуальный проект учащихся может быть следующих
типов:
-Практико-ориентированный, прикладной, направлен на решение практических
задач.
- Исследовательский проект, ориентирован на доказательство и опровержение
какой-либо гипотезы.
- Информационный проект, его целью является сбор информации о каком-либо
объекте или явлении.
- Творческий проект ставит своей задачей привлечь интерес публики к
проблеме проекта.
- Игровой или ролевой проект представляет опыт участия в решении проблемы
проекта.
4.2. Результатом (продуктом) итоговой индивидуальной проектной
деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной
декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и
др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как
тексты, так и мультимедийные продукты.
5.

Состав материалов готового итогового индивидуального проекта

5.1. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению
проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:
- выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в
одной из описанных выше форм;
- подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к проекту
(объёмом не более двух страниц) - для всех проектов (для конструкторских
проектов в
пояснительную записку,
кроме того, включается описание
особенностей
конструкторских решений,
для
проектов
социальной
направленности - описание эффекта от реализации проекта); исходного замысла,
цели и назначения проекта; краткого описания хода выполнения проекта и
полученных результатов; списка используемых источников, включающий в
себя указатель полных адресов ссылок на материалы из Интернета; приложения
(при необходимости) - рисунки, чертежи, эскизы, фотографии, таблицы, графики,
схемы, диаграммы, прочий иллюстративный материал;

- обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и
правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования
текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не
допускается.
6. Требования к оформлению проекта
6.1. Объём работы может быть разным (в зависимости от класса и степени
готовности ученика к такого рода деятельности).
6.2. Для текста, выполненного на компьютере, – размер шрифта 12, Times New
Roman, обычный; интервал между строк – 1,5; размер полей: левого – 30 мм,
правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм (при изменении размеров
полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля
должны составлять в сумме 40 мм).
6.3. При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в
среднем 30 строк, а в строке - в среднем 60 печатных знаков, включая знаки
препинания и пробелы между словами.
6.4. Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания
печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более
мелким шрифтом, чем текст).
6.5. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера
страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы
не ставится.
6.6. Каждый новый раздел (если это введение, главы, параграфы, заключение,
список источников, приложения) начинается с новой страницы.
6.7. Между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и
последующим текстом нужно пропускать одну строку, а после текста, перед
новым заголовком - две строки. Заголовок располагается посередине, точку в
конце заголовка не ставят.
6.8. Название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами,
название параграфов - прописными буквами, выделение названий глав и
параграфов из текста осуществляется за счёт проставления дополнительного
интервала. Порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой
(например: 1, 2, 3 и т.д.), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1,
1.2 и т.д.). Первая цифра указывает на принадлежность к главе, вторая - на
собственную нумерацию.
6.9. Демонстративные и иллюстративные материалы должны быть наглядными,
оригинальными, композиционно сочетаться с докладом.
6.10. При составлении списка используемых источников принято применять
алфавитный способ группировки литературных источников, где фамилии авторов
или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном порядке.
В оформлении библиографического списка следует руководствоваться ГОСТом
7.1-2003.
7. Требования к защите итогового индивидуального проекта
7.1. Защита осуществляется на неделе защиты проектов в рамках школьной
ученической конференции, что даёт возможность публично представить
результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения
обучающимися отдельными элементами проектной деятельности.

7.2. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения
комиссией представленного продукта.
7.3. В ходе защиты проекта оценивается степень свободного владения темой,
монологичность речи, знание технологий, использованных для создания работы;
взаимодействие с содокладчиком при его наличии, артистизм и способность
увлечь слушателя.
8. Критерии оценки итогового индивидуального проекта
8.1. Критерии оценки проектной работы разработаны с учётом целей и задач
проектной деятельности.
8.2. В проектах оценивается целостность информации, связность, структурная
упорядоченность, завершённость, оригинальность, соответствие теме, глубина и
полнота её раскрытия, доказательность, структурная упорядоченность,
правильность оформления.
8.3. Для оценивания проектной работы необходимо руководствуется уровневым
подходом сформированности навыков проектной деятельности.
8.4. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности
делается на основе оценки всей совокупности основных элементов проекта
(продукта и пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырёх
критериев, представленных в таблице 1.
Таблица 1.
Критерий

Содержание критерия

Уровни
сформированности
навыков
проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Самостоятельное Способность поставить
Работа в целом
Работа в целом
приобретение
проблему и выбрать
свидетельствует о
свидетельствует о
знаний и
способы её решения,
способности
способности
решение
найти и обработать
самостоятельно с
самостоятельно
проблем
информацию,
опорой на помощь
ставить проблему и
формулировать выводы
руководителя ставить находить пути её
и/или обоснование и
проблему и находить решения;
реализацию/апробацию
пути её решения;
продемонстрировано
принятого решения,
продемонстрирована свободное владение
обоснование и создание
способность
логическими
модели, прогноза, макета, приобретать новые
операциями,
объекта, творческого
знания и/или
навыками
решения и т.п.
осваивать новые
критического
способы действий,
мышления, умение
достигать более
самостоятельно
глубокого понимания мыслить;
изученного
продемонстрирована
способность на этой
основе приобретать
новые знания и/или
осваивать новые
способы действий,
достигать более
глубокого
понимания
проблемы
Знание предмета Умение раскрыть
Продемонстрировано Продемонстрировано
содержание работы,
понимание
свободное владение
грамотно и обоснованно в содержания
предметом
соответствии с
выполненной работы. проектной

Регулятивные
действия

Коммуникация

рассматриваемой
проблемой/темой
использовать имеющиеся
знания и способы
действий
Умение самостоятельно
планировать и управлять
своей познавательной
деятельностью во
времени, использовать
ресурсные возможности
для достижения целей,
осуществлять выбор
конструктивных
стратегий в трудных
ситуациях

Умение ясно изложить и
оформить выполненную
работу, представить её
результаты,
аргументированно
ответить на вопросы

В работе и в ответах
на вопросы по
содержанию работы
отсутствуют грубые
ошибки
Продемонстрированы
навыки определения
темы и планирования
работы. Работа
доведена до конца и
представлена
комиссии; некоторые
этапы выполнялись
под контролем и при
поддержке
руководителя. При
этом проявляются
отдельные элементы
самооценки и
самоконтроля
обучающегося
Продемонстрированы
навыки оформления
проектной работы и
пояснительной
записки, а также
подготовки простой
презентации. Автор
отвечает на вопросы

деятельности.
Ошибки отсутствуют

Работа тщательно
спланирована и
последовательно
реализована,
своевременно
пройдены все
необходимые этапы
обсуждения и
представления.
Контроль и
коррекция
осуществлялись
самостоятельно

Тема ясно
определена и
пояснена.
Текст/сообщение
хорошо
структурированы.
Все мысли
выражены ясно,
логично,
последовательно,
аргументированно.
Работа/сообщение
вызывает интерес.
Автор свободно
отвечает на вопросы

8.5. Максимальная оценка по каждому критерию не превышает 3 баллов. При
таком подходе достижение базового уровня («удовлетворительно») соответствует
получению 4 первичных баллов (по одному баллу за каждый из четырёх
критериев), а достижение повышенных уровней соответствует получению 7-9
первичных баллов («хорошо») или 10-12 первичных баллов («отлично»).
Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2.
Уровень
Базовый уровень
Повышенный уровень

Оценка
«удовлетворительно»
«хорошо»
«отлично»

Первичные баллы
4-6 балла
7-9 баллов
10-12 баллов

8.6. Оценка за выполнение проекта выставляется в графу «Проектная
деятельность» в классном журнале и личном деле.
9. Функциональные обязанности заместителя директора, курирующего
организацию выполнения обучающимися итогового индивидуального
проекта

9.1. В функциональные обязанности заместителя директора, курирующего
организацию выполнения учащимися итогового индивидуального проекта, входят
следующие:
- Оказание методической и консультационной помощи педагогам школы,
осуществляющим проектную деятельность, ведение мониторинга качества
обученности обучающихся.
- Решение вопросов по установке необходимого для ведения проектной
деятельности программного обеспечения.
- Формирование проектных групп на основе списков
обучающихся,
являющихся исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли
руководителей проектных групп.
- Проведение консультаций в ходе проектной деятельности.
- Координация усилий всех членов проектной группы.
- Контроль над деятельностью руководителей итоговых индивидуальных
проектов по их выполнению обучающимися.
10. Функциональные обязанности руководителя итогового индивидуального
проекта обучающегося
10.1.
К
функциональным
обязанностям
руководителя
итогового
индивидуального проекта учащегося относятся:
- Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и
разработка сценария проекта исходя из существующих возможностей и
ресурсов.
- Составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение
конечного вида продукта, его назначения.
- Детализация отобранного содержания, структурирование материала проекта,
определение примерного объёма проекта.
- Координация деятельности участника проекта, обеспечение постоянного
контроля за ходом и сроками производимых работ.
- Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных
недостатков, оказание помощи обучающемуся в подготовке к презентации
проектов.
- Обеспечение соблюдения сроков выполнения обучающимся проекта.
- Ведение документации по выполнению обучающимся проекта.
11.
Функциональные обязанности классного руководителя
обучающихся, выполняющих итоговый индивидуальный проект
11.1. Классный руководитель осуществляет контроль 100% охвата
обучающихся проектной деятельностью.
11.2. Координирует взаимодействие руководителей проектов и обучающихся с
целью успешного выполнения итоговых индивидуальных проектов.

Приложение 1

Требования к оформлению итогового индивидуального проекта
обучающихся 5-10 классов МАОУ СОШ с. Бердюжье
1. Титульный лист

Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»

Исследовательский проект
«НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА»

Выполнил: ФИО,
учащийся _ класса
МАОУ СОШ с. Бердюжье

Руководитель: ФИО,
учитель ___________________
МАОУ СОШ с. Бердюжье

с. Бердюжье, _______ год

2. Содержание проекта
3. Введение
Актуальность проектной идеи. Цель. Задачи.
4. Основная часть
1 Глава. Теоретическое обоснование выбранной темы, поэтапность выполнения,
поиск информации.
2 Глава Практическая часть, собственные исследования (при наличии
5. Заключение
Выводы, решения, трудности и успехи в работе над проектом.
6. Список использованных источников.
Образец оформления списка литературы
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 2006.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. М., 2012.
Русский язык: Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 2009.
7. Приложение .
Приложения могут содержать схемы, диаграммы, рисунки, таблицы, на которые в
основной части должны быть обязательно ссылки.

 Размер шрифта 12, Times New Roman, обычный; интервал между строк
– 1,5; размер полей: левого – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм,
нижнего – 20 мм
 Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания
печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал,
более мелким шрифтом, чем текст).
 Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера
страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер
страницы не ставится.
 Каждый новый раздел (если это введение, главы, параграфы, заключение,
список источников, приложения) начинается с новой страницы.


Между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и
последующим текстом нужно пропускать одну строку, а после текста, перед
новым заголовком - две строки. Заголовок располагается посередине, точку
в конце заголовка не ставят.

 Название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами,
название параграфов - прописными буквами, выделение названий глав и
параграфов
из
текста
осуществляется
за
счёт
проставления
дополнительного интервала. Порядковый номер главы указывается одной
арабской цифрой (например: 1, 2, 3 и т.д.), параграфы имеют двойную
нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая цифра указывает на
принадлежность к главе, вторая - на собственную нумерацию.

Приложение 2
Оценочный лист итогового индивидуального проекта обучающегося МАОУ СОШ с. Бердюжье
ФИ, класс __________________________________________________________________________
Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Содержание критерия

Базовый (1 балл)

Самостоятельное Способность поставить
приобретение

Работа в целом свидетельствует о

проблему и выбрать способы её способности самостоятельно с

знаний и решение решения, найти и обработать
проблем

Полученные баллы

Повышенный (2-3 балла)
Работа в целом свидетельствует о способности
самостоятельно ставить проблему и находить

опорой на помощь руководителя

пути её решения; продемонстрировано

информацию, формулировать

ставить проблему и находить пути

свободное владение логическими операциями,

выводы и/или обоснование и

её решения; продемонстрирована

навыками критического мышления, умение

10А1010иизацию/апробацию

способность приобретать новые

самостоятельно мыслить; продемонстрирована

принятого решения,

знания и/или осваивать новые

способность на этой основе приобретать

обоснование и создание модели, способы действий, достигать более новые знания и/или осваивать новые способы
прогноза, модели, макета,

глубокого понимания изученного

объекта, творческого решения и

действий, достигать более глубокого
понимания проблемы

т. п.
Знание предмета

Умение раскрыть содержание

Продемонстрировано понимание

Продемонстрировано свободное владение

работы, грамотно и обоснованно содержания выполненной работы. В предметом проектной деятельности. Ошибки
в соответствии с

работе и в ответах на вопросы по

рассматриваемой

содержанию работы отсутствуют

отсутствуют

проблемой/темой использовать грубые ошибки
имеющиеся знания и способы
действий.
Регулятивные

Умении самостоятельно

действия

планировать и управлять своей определения темы и планирования

Продемонстрированы навыки

Работа тщательно спланирована и
последовательно реализована, своевременно

познавательной деятельностью работы. Работа доведена до конца и пройдены все необходимые этапы обсуждения
во времени, использовать

представлена комиссии;

ресурсные возможности для

и представления. Контроль и коррекция
осуществлялись самостоятельно

достижения целей,

некоторые этапы выполнялись под

осуществлять выбор

контролем и при поддержке

конструктивных стратегий в

руководителя. При этом

трудных ситуациях.

проявляются отдельные элементы
самооценки и самоконтроля
обучающегося

Коммуникация

Умение ясно изложить и

Продемонстрированы навыки

Тема ясно определена и пояснена.

оформить выполненную работу, оформления проектной работы и

Текст/сообщение хорошо структурированы.

представить её результаты,

пояснительной записки, а также

Все мысли выражены ясно, логично,

аргументировано ответить на

подготовки простой презентации.

последовательно, аргументировано.

вопросы.

Автор отвечает на вопросы

Работа/сообщение вызывает интерес. Автор
свободно отвечает на вопросы

Базовый уровень

отметка «удовлетворительно»

4 – 6 первичных баллов

Повышенный уровень

отметка «хорошо»

7—9 первичных баллов

отметка «отлично»

10—12 первичных баллов
Отметка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».