Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье»
Принята
решением педагогического
совета МАОУ СОШ с. Бердюжье
Директор школы: Е.В.Филиппова
_________________
Программа
дополнительного образования
физкультурно-спортивной направленности
фитнес «В здоровом теле – здоровый дух!»
Автор программы: учитель физической культуры МАОУ СОШ с. Бердюжье
Черемных Надежда Александровна
Название программы: «В здоровом теле – здоровый дух!»
Сроки реализации программы: 1 год
Программа рассчитана для взрослых.
Кружок работает 2 раз в неделю,
Всего 72 занятия за учебный год
2019 год
с. Бердюжье
СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Пояснительная записка.
Планируемые результаты.
Содержание программы.
Учебно-тематическое планирование.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Оценочные и методические материалы.
1. Пояснительная записка.
Программа «В здоровом теле – здоровый дух!» физкультурно-оздоровительного направления
составлена на основе учебного пособия Ю.В. Татура «Фитнес – тонкости, хитрости и секреты», М., 2011
г.
Актуальность
Всестороннее развитие физических способностей человека становятся необходимыми условиями
эффективной рабочей деятельности, ее творческого участия в общественной жизни. Сегодня нужно
совершенствовать традиционные и внедрять новые формы и методы проведения оздоровительной,
физкультурной и спортивной работы. Необходимость двигательной активности для здоровья человека
ни у кого не вызывает сомнений. А вот вопросы, какими средствами компенсировать гиподинамию, с
какой нагрузкой заниматься, остаются дискуссионными. Достичь определенных результатов можно с
помощью различных средств: бег, спортивные игры, плавание, ритмическая гимнастика, аэробика,
фитнес, степ аэробика и др.
Фитнес – занятия, так как она позволяет решать широкий аспект развития и совершенствования
различных физических качеств, умений, знаний. Совершенствовать, полученные знания в
самостоятельной двигательной активности.
Программы фитнеса физкультурно-спортивной направленности продолжают совершенствоваться,
развиваться, привлекая своей видной пользой, красотой, доступностью, разнообразием.
Актуальной проблемой в настоящее время является сохранение, укрепление здоровья человека как
ценности, а также формирование мотивации к занятиям физическими упражнениями. Оздоровительные
занятия развивают двигательную подготовленность, корректируют телосложение и позволяет
оставаться бодрым и энергичным, легко переносить нагрузки и производить широкий круг физических
действий.
Практическая значимость программы состоит из систематического применения продолжительных,
умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих
укреплению здоровья. Занятия ориентированы на то, чтобы заложить стремление к самоанализу,
самооценке, самосовершенствованию.
Новизна заключается в том, что она включает новое направление в спорте; оздоровительный фитнес, в
основе, которой лежат двигательные действия, поддерживающие на определенном уровне работу
сердечно - сосудистой, дыхательной и мышечной систем, способствует формированию у занимающихся
знаний и умений.
1.1 Формы работы:
групповые;
однонаправленные занятия;
комбинированные занятия;
1.2 Режим работы: 2 раз в неделю по 60 минут
1.3 На какой период будет проводиться: 1 год
1.4 Программа рассчитана для взрослых.
Цели: Гармоничное всестороннее, физическое развитие занимающихся, укрепление и сохранение их
здоровья. Улучшение телосложения, формирование красивой фигуры.
Задачи:
1. Образовательная задача.
Обучать простейшим способам контроля за физической нагрузкой. Всестороннее гармоничное развитие
и совершенствование основных физических качеств: силы, гибкости, выносливости, так и координации
движений, ловкости, выразительности движений, чувства динамического равновесия
2. Оздоровительная задача.
Укреплять здоровья занимающихся посредством развития физических качеств и повышением
функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма. Совершенствовать
жизненно важные навыки и умения посредством циклических упражнений, обучать физическим
упражнениям и техническим действиям под музыкальное сопровождение.
3. Воспитательная задача.
Повышать интерес к занятиям и развивать потребности в систематических занятиях физической
культурой. Воспитывать морально-волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку,
инициативность.
2. Планируемые результаты.
Основы знаний
В конце изучения программы занимающиеся имеют возможность
Научиться:
понимать влияния занятий фитнессом на укрепление и сохранения здоровья;
применять методику использования музыкального сопровождения на занятиях аэробикой;
знать особенности выполнения танцевальных движений и силовых упражнений.
Способы двигательной деятельности
Научиться:
повышать уровень физической подготовки;
слышать музыку и выполнять движения в такт музыки;
применять полученные знания и умения в практической и повседневной деятельности;
Физическое совершенствование
Научиться:
выполнять комплексы упражнений, базовые элементы фитнесса и их разновидности, шаги
различных танцевальных направлений;
выполнять комбинации свободно и непринужденно, самостоятельно;
3. Содержание программы.
Фитнес – занятия – это комплексы несложных общеразвивающих упражнений, которые
выполняются, как правило: без пауз для отдыха, в быстром, среднем и медленном темпах, определяемой
современной музыкой. Данная программа включает себя различные направления: аэробика, стретчинг,
степ аэробика, партерные упражнения и комплексы с предметами и спортивным инвентарем
(гимнастические палки, обручи и т.д.).
Музыкальные ритмы облегчают выполнений упражнений, подавляют утомление, усиливают
удовольствие от игры мышц, создают особый, радостный настрой.
Данная программа направлена на:
соблюдению дидактических правил «от неизвестного к известному», «от простого к сложному»;
усилению оздоровительного эффекта.
Программа обеспечивает развитие физической подготовленности занимающихся, творческих
способностей, способствует дальнейшей самореализации и формирования навыков здорового образа
жизни.
Программа создает условия для развития самостоятельности, силы воли, в достижении
поставленных целей.
В предложенной программе выделяются четыре раздела:
1. Теоретическая подготовка.
2. Общая физическая подготовка.
3. Специальная физическая подготовка.
Практическая часть представлена практическими действиями – физическими упражнениями.
Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий,
беседу с занимающимися, показ изучаемых технических элементов.
1. В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний:
основы знаний инструктажа по ТБ;
знания о собственном организме;
о гигиенических требованиях.
2. В разделе «Общая физическая подготовка» представлен материал, способствующий формированию
общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества:
упражнения для развития правильной осанки;
комплексы ритмической гимнастики;
упражнения степ аэробики;
упражнения для развития гибкости (стретчинг);
силовые упражнения для мышц, рук, ног, пресса.
3. В разделе «Специальная физическая подготовка» представлен материал по фитнессу
способствующий обучению новым упражнениям и комплексам. А также совершенствование,
полученных знаний в самостоятельной двигательной активности:
аэробика с силовой направленностью;
фитнес для основных групп мышц;
комбинированный комплекс;
комплекс бодибилдинг для начинающих;
4. Учебно – тематическое планирование.
Количество часов
Всего
Тема занятия
Практика
Дата
проведен
ия
Теория
№
ФИО
проводив
шего
занятие
Раздел программы 1. «Теоретическая подготовка» - в процессе занятий.
Раздел программы 2. « Общая физическая подготовка» – 34 часов
Тема: Формирование правильной осанки.
3
1.
02.09
Упражнения на развитие правильной осанки.
1
Педагог
2.
05.09
Упражнения на развитие правильной осанки.
1
Педагог
3.
09.09
Упражнения на развитие правильной осанки.
1
Педагог
Тема: Ритмическая гимнастика.
Комплексы ритмической гимнастики № 1.
5.
16.09
Комплексы ритмической гимнастики № 1.
6.
19.09
Комплексы ритмической гимнастики № 1.
7.
23.09
Комплексы ритмической гимнастики № 1.
8.
26.09
Комплексы ритмической гимнастики № 1.
9.
30.09
Комплексы ритмической гимнастики № 1.
10.
03.10
11.
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
Комплексы ритмической гимнастики № 1.
1
Педагог
07.10
Комплексы ритмической гимнастики № 2.
1
Педагог
12.
10.10
Комплексы ритмической гимнастики № 2.
1
Педагог
13.
14.10
Комплексы ритмической гимнастики № 2.
1
Педагог
14.
17.10
Комплексы ритмической гимнастики № 2.
1
Педагог
15.
21.10
Комплексы ритмической гимнастики № 2.
1
Педагог
16.
24.10
Комплексы ритмической гимнастики № 2.
1
Педагог
17.
28.10
Комплексы ритмической гимнастики № 2.
1
Педагог
18.
31.10
Комплексы ритмической гимнастики № 2.
1
Педагог
19.
07.11
Тема: Стретчинг (упражнения для
гибкости).
Комплекс упражнений на растягивание.
20.
11.11
Комплекс упражнений на растягивание.
21.
14.11
Комплекс упражнений на растягивание.
22.
18.11
Комплекс упражнений на растягивание.
23.
21.11
Комплекс упражнений на растягивание.
24.
25.11
Комплекс упражнений на растягивание.
25.
28.11
Комплекс упражнений на растягивание.
В процессе занятий
12.09
развития
Тема: Силовые упражнения для мышц рук, ног,
пресса
7
В процессе занятий.
4.
15
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
9
02.12
Силовые упражнения для мышц рук.
1
Педагог
27.
05.12
Силовые упражнения для мышц рук
1
Педагог
28.
09.12
Силовые упражнения для мышц рук, ног.
1
Педагог
29.
12.12
Силовые упражнения для мышц рук, ног.
1
Педагог
30.
16.12
Силовые упражнения для мышц рук, ног, пресса.
1
Педагог
31.
19.12
Силовые упражнения для мышц рук, ног, пресса.
1
Педагог
32
23.12
Силовые упражнения для мышц рук, ног, пресса.
1
Педагог
33.
26.12
Силовые упражнения для мышц рук, ног, пресса.
1
Педагог
34.
30.12
Силовые упражнения для мышц рук, ног, пресса.
1
Педагог
В процессе занятий.
26.
Раздел программы 3. « Специальная физическая подготовка» – 38 часов
Тема: Аэробика силовой направленности.
36.
06.01
37.
09.01
38.
13.01
39.
16.01
40.
20.01
41.
23.01
42.
27.01
43.
30.01
44.
03.02
45.
06.02
46.
10.02
47.
13.02
48.
17.02
49.
20.02
50.
27.02
Комплекс, направленный на развитие мышц рук и
плечевого пояса.
Комплекс, направленный на развитие мышц рук и
плечевого пояса.
Комплекс, направленный на развитие мышц рук и
плечевого пояса.
Комплекс, направленный на развитие мышц рук и
плечевого пояса.
Комплекс, направленный на развитие мышц рук и
плечевого пояса.
Комплекс, направленный на развитие мышц рук и
плечевого пояса.
Комплекс, направленный на развитие мышц спины
брюшного пресса.
Комплекс, направленный на развитие мышц спины и
брюшного пресса.
Комплекс, направленный на развитие мышц спины и
брюшного пресса.
Комплекс, направленный на развитие мышц спины и
брюшного пресса.
Комплекс, направленный на развитие мышц спины и
брюшного пресса.
Комплекс, направленный на развитие мышц спины и
брюшного пресса.
Комплекс, направленный на развитие мышц ног и
тазовой области.
Комплекс, направленный на развитие мышц ног и
тазовой области.
Комплекс, направленный на развитие мышц ног и
тазовой области.
Комплекс, направленный на развитие мышц ног и
тазовой области.
Тема: Фитнесс для основных групп мышц.
51.
02.03
Фитнес с гантелями для основных групп мышц.
52.
05.03
Фитнес с гантелями для основных групп мышц.
53.
12.03
Фитнес с гантелями для основных групп мышц.
В процессе занятий.
02.01
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
7
В
процессе
занятий.
35.
16
1
Педагог
1
Педагог
1
Педагог
54.
16.03
Комбинированный комплекс.
1
Педагог
55.
19.03
Комбинированный комплекс.
1
Педагог
56.
23.03
Комбинированный комплекс.
1
Педагог
57.
26.03
Комбинированный комплекс.
1
Педагог
Тема: Бодибилдинг.
15
02.04
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
59.
06.04
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
60.
09.04
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
61.
13.04
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
62.
16.04
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
63.
20.04
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
64.
23.04
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
65.
27.04
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
66.
30.04
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
67.
07.05
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
68.
14.05
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
69.
18.05
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
70.
21.05
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
71.
25.05
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
72.
28.05
Комплекс бодибилдинг для начинающих.
1
Педагог
Всего:
В процессе занятий.
58.
72 ч
5. Организационно-педагогические условия реализации программы.
5.1 Приёмы и методы работы:
Словесный метод: создают у занимающихся предварительные представления об изучаемом
движении (приёмы: объяснение, рассказ, замечание, указания, анализ и обсуждение своих
действий).
Наглядный метод: создать у занимающихся конкретные представления об изучаемых действиях
(приёмы: показ отдельных упражнений).
Метод практических упражнений включают в себя две группы:
1) методы, направленные на освоение спортивной техники (приёмы: разучивание упражнения в
целом и по частям);
2) методы, направленные на развитие двигательных качеств (повторный, переменный).
5.1 Дидактический материал:
учебные пособия (журналы, книги);
5.2 Технические средства: музыкальный центр.
6. Оценочные и методические материалы.
6.1 Формы контроля:
проводить контроль над самочувствием занимающихся по внешним и внутренним признакам;
проводить контроль над техникой выполнения движений;
следить за соблюдением техники безопасности.
5.3 Критерии отслеживания усвоения программы:
посещаемость занятий;
работоспособность на занятиях;
5.4 Условия реализации программы
Для реализации данной программы можно использовать:
спортивный зал;
подсобные помещения: раздевалка, комната для хранения инвентаря;
спортивная форма (спортивные тренировочные костюмы, спортивная обувь);
спортивное оборудование и инвентарь для занятий кружка могут быть следующими
Материально-техническое обеспечение занятий
№
Спортивное оборудование и инвентарь
Количество
1
Коврики
15
2
Степ платформы
9
3
Гантели
20
4
Скакалки
15
5
Гимнастические скамейки
6
6
Инструкции по технике безопасности.
+
5.5 Воспитательная работа:
приобретение опыта актуализации физкультурно - оздоровительной деятельности в социальном
пространстве;
приобретение опыта самоорганизации самостоятельной деятельности;
5.6 обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой.
5.7 Литература
Ильяшенко Н.Ф. Ритмическая гимнастика в системе физического воспитания в вузах, 1997 г.
Сотник Ж.Г., Заричанская Л.А. Комплексное развитие физических качеств при выполнении
упражнений из ритмической гимнастики, 2000 г.
Купер Ф., Аэробика для хорошего самочувствия, пер. с англ., М., 1987 г.
Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методы проведения оздоровительных занятий. Учебно –
методическое пособие. М., 2010 г.
Татура Ю.В. «Фитнес – тонкости, хитрости и секреты», М., 2011.
Гудселл Энн «Фитнес, шаг за шагом». Мир книги. М.-2001г.
Крючек «Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий». Олимпия PREES, М.
2001г.
Лисицкая Т.С. Курс лекций «Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе»
М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.